Назад

Продолжение на стр.1-2,4!!!

                         1        2         4

7

 

 

Данные кирпичи произведены на заводах Товарищества  архитекторов и гражданских инженеров Петра Ивановича Шестова (1847-1914) и Владимира Александровича Липского (1869-1911). Будучи известными архитекторами, данные господа в 1898 году решили начать производство собственного кирпича для постройки проектируемых ими же домов, которых набралось в городе более полусотни. Первый завод, находившийся на левом берегу р.Ижора возле деревни Балканы, стал принадлежать им с 1898г.  и был первоначально выстроен еще в 1824г. Рыбкиным, а затем принадлежал Крашенинникову, а еще позже К.И.Балашову (см. http://www.v-smirnov.ru/p21.htm). Второй завод находился на левом берегу р.Тосна в селе Усть-Тосна и был специально выстроен Товариществом в 1898г. После 1904г. совладельцем вместо умершего мужа являлась его супруга Серафима Александровна Шестова.  Заводы проработали до 1911г.

Хочется особенно отметить достаточно редкий экземпляр с полным написанием на клейме фамилий владельцев.

http://ladoga-news.ru/news?id=8440

http://guida-spb.com/lipskij-v-a.html

http://www.silverhotel.ru/interesting/guide/istorija-doma-13

 

 

 

Вероятно, на клейме ошибочно перевернута первая буква и клеймо следует читать как "ШиЛ", однако оно явно не относится к указанным выше производителям и датируется значительно более ранним периодом времени, предположительно начиная с середины 1860-х годов.

 

8

 

Очевидно, что данным заводом владел гражданин с фамилией, начинающейся на букву "Ш", который имел также компаньонов.  Предположим, что фамилия владельца имеет немецкое происхождение, тогда можно в качестве варианта предложить имя "Отто". Пока определенной версии по владельцу завода не имеется.

 

9

 

 

 

Кирпич с клеймом "Н.А.Ш." произведен на заводе царскосельского купца 2й гильдии Николая Александровича Шилова (1825-1906). С начал 1870-х годов за ним в Царскосельском уезде числится завод в д.Черницы, арендованный у Санкт-Петербургской Удельной Конторы, а с 1876г. - в д.Вайя. В 1878 году этот завод числится за братьями Николаем и Ильей Николаевичами Шиловыми, из чего следует, что он был передан отцом своим сыновьям, где параллельно с первым заводом продолжался выпуск кирпичей, но уже с клеймом "ЗБШ".

После смерти Н.А.Шилова первый завод, по-видимому, перебазировался по соседству в д.Пеггелево, хозяином которого до середины 1910-х годов значиться только Николай Николаевич Шилов.

http://history-gatchina.ru/news.php?id=117

http://гатчина.рф/city/tserkov-vsekh-sviatykh/

 

10

 

 

На данный момент существует наиболее вероятной представляется  версии происхождения этого клейма как принадлежащего заводу графа Дмитрия Николаевича Шереметьева на р. Малая Ижорка около дер. Кормчино. Работал в 1860-х годах (в 1864-5гг. был арендован Воробьевым). Точная дата окончания производства неизвестна.

В архивных документах присутствует также упоминание о прошении крестьянина Григория Павловича Шилина устроить завод в с.Анненское Шлиссельбургского уезда в 1898г., но в 1899г. на этом месте уже функционирует завод "МОЙКА" В.И.Ромашева и А.А.Шувалова (см. http://www.v-smirnov.ru/p131.htm), так что подтверждения о реальной работе завода Г.Шилина у нас не имеется. Это не дает оснований предполагать, что данное клеймо может быть связано с данным заявителем.

Любопытно, что клейма "ГШ" также встречаются в других губерниях и там однозначно приписываются заводам в усадьбах рода Шереметьевых.

 

11

 

 

 

 

По поводу этих клейм согласно свежей информации пришлось отказаться от оригинальной версии расшифровки как-то "Виконт Шарлевилль". Гораздо более прозаично отнести его к заводу Василия (Владимира) Ивановича Шишкина, который он в 1850-х годах арендовал на р.Кочминская Ижорка у графа Д.Н.Шереметьева вплоть до 1866г. 

 

12

 

Вполне возможно, это это клеймо на силикатном кирпиче принадлежит заводу фирмы "Фриц Шульц" коммерции советника немецкого происхождения Фрица Фридриховича Шульца. Фирма владела в г.Петербурге конторой химических производств, а также лесопильными заводами на территории современной Белоруссии. Завод упоминается действующим в д.Новые Пороги в Шлиссельбургском уезде начиная с 1909г., когда его  владельцем указана жена хозяина фирмы Ида Шульц,   и до 1917г.

http://ru-railway.livejournal.com/1541920.html